Памятка инструктора школы карате

ПАМЯТКА ИНСТРУКТОРА

1. Передвигаясь в помещении, всегда старайтесь, чтобы вас было хорошо видно. Это поможет вам видеть всех своих учеников. Это также поможет вам своевременно скорректировать их действия.

2. Никогда не облокачивайтесь на стену. Со стороны это будет похоже на то, что либо занятия не производят на вас особого впечатления, либо просто скучны для вас. Помните, что стены созданы, чтобы поддерживать здание.

3. Никогда попросту не ходите вокруг одного или нескольких учеников. Это расстроит не только их, но и всю группу.

4. Следите за своей внешностью — вы всегда должны выглядеть чисто и опрятно. То же самое касается и вашего кимоно.

5. Будьте терпеливы. Если вы чувствуете, что терпение ваше на исходе, покиньте татами и постарайтесь снова взять себя в руки.

6. Если вы начинаете терять спокойствие, то будьте внимательны к словам, которые вы произносите.

Зачастую лишь одно неосторожно брошенное слово становилось для Сэнсэя причиной многих проблем — вы можете не только потерять заработок, но и приобрести дурную репутацию в школе.

7. Всегда помните: терпение, терпение и еще раз терпение, а когда кончается и оно, то еще больше терпения. Искусству каратэ не учатся за один день.

8. Всегда помните: из-за одного неосторожно брошенного слова могут пойти насмарку полгода напряженных тренировок. В особенности это касается работы с детьми.

9. Не стесняйтесь говорить: "Я не знаю". Посоветуйтесь со старшим инструктором и ответьте на вопрос ученика. Это покажет ваше желание отыскать правду и поможет вам избежать того заблуждения, в которое вы могли бы ввести своих учеников, дав им недостоверную информацию или продемонстрировав неверную технику.

10. Будьте энтузиастом! Тогда ваши ученики станут ими. Энтузиазм — вещь заразная.

11. Всегда контролируйте себя. Если чувствуете, что теряете над собой контроль, покиньте тренировочный зал. Лучше потерять его в раздевалке, чем на татами.

12. Будьте дружелюбны, одновременно внушая уважение. Как наставник, вы, в роли этакого дружка-приятеля будете не только неправдоподобных — это отразится и на вашем статусе классного инструктора.

13. Не стойте, скрестя руки на груди. Со стороны это выглядит, будто вы инспектируете войска, вместо того чтобы тренировать их.

14. Каждый из нас учитель и ученик в одном лице. Лучшему мы сможем научить наших учеников, если сначала будем учиться сами и только затем передавать свои знания другим.

15. Никогда не занижайте свои нормативы: всегда требуйте от своих учеников совершенства. Однако не требуйте совершенства, если сами не можете его показать.

16. Работайте над техникой, техникой, техникой и еще раз техникой до той поры, пока она не станет безупречной. Правильная техника спасет жизни.

17. Если вы столкнулись с недостойным поведением своих учеников, то постарайтесь пресечь его сразу же, что в особенности касается работы с детьми. Справиться с зтим можно легко и быстро, не внося раскол в группу ваших учеников. Здесь вам помогут улыбка и замечание, сделанное тёплым дружеским током или строгий, пристальный взгляд.

18. Всегда помните: не по словам судят, а по делам. То как учите вы, — окажет непосредственное влияние на то, как будут учить они.

19. Взыскательно относитесь к физической закалке своих учеников. Почему? Потому что хорошая физическая подготовка создает хороших учеников. Хорошие ученики станут рекламой Сэнсэю.

20. Будьте уверены в своих силах: это не только воодушевит вас, но и воодушевит ваших учеников.

21. Воспитывайте в себе пунктуальность и того же требуйте от своих учеников.

22. Если вы делаете замечание своим ученикам, то делайте это в позитивной манере. Так они, а в особенности это касается детей, с большим вниманием отнесутся к вашим словам и скорее исправятся.

23. Ваши слова и поступки не должны смутить или унизить ученика. Хотелось бы вам, чтобы это произошло с вами. Помните о том, что каждый ученик приходит в мир боевых искусств по многим причинам. Помогите им достичь своих целей в позитивной манере.

24. Работать — так работать усердно! Отдыхать — так отдыхать: вы задаете всему классу.

25. Старайтесь сбалансировать свои занятия следующими дисциплинами: правильными упражнениями на растяжку, выполнением ката или стоек, упражнениями на закрепление материала прошлых занятии и разучиванием новой темы. И никому, будь то обладатель черного или белого пояса, не будет скучно.

26. Непрестанно работайте над своей методикой преподавания. Умение обучать — это такое же искусство, как и каратэ.

27. Вы должны стать образцом для своих учеников — тем человеком, с которого они будут брать пример.

28. Помните, что дети — это те же самые люди, только ниже ростом. Относитесь к ним соответственно. Если вы осознаете это, то сможете сделать для них больше и скорее увидеть результаты своих трудов.

29. Всегда помните о том, что во время занятий ваши ученики попадают в зависимость от вас — вы контролируете их действия. Относитесь с глубоким уважением к силе и положению, которыми вы обладаете. Не злоупотребляйте ими.

30. Не усложняйте чересчур упражнения по самообороне. Увеличивайте степень их сложности в соответствии со степенью ученика.

31. В конце занятия оставьте время на разъяснение вопросов, возникших у учеников по ходу тренировки. Они, возможно, станут ростками следующего занятия.

32. Если вы делаете конструктивное замечание, то делайте это теплыми, дружескими интонациями в голосе. На подобного рода корректировку люди отзываются быстрее.

33. Улыбайтесь! Ваша улыбка не причинит никому вреда — напротив. Именно улыбка послужила причиной успеха многих наставников, а их ученикам помогла достичь высот в искусстве каратэ.

34. Помните, что быть учителем — это привилегия, а не обязанность обладателя черного пояса. Относитесь к этому соответственно.

35. Пусть ваши младшие помощники сами разговаривают с новыми перспективными учениками или встречают их у дверей Доджо. Дети быстрее находят с кем-либо общий язык. Они — как великолепная ходячая реклама.

36. Ваш план предстоящей тренировки должен включать в себя даже больше учебного материала, чем это может потребоваться. И если класс успел пройти все, что было вами запланировано, но помните, что всегда можно и нужно повторить базовую технику.

37. Всегда помните: влияние Сэнсэя не только повышает мастерство, но и раздвигает пределы возможного.

38. Каждый человек уникален по своей сути, и его обучение должно строиться в соответствии с его личными нуждами и особенностями характера.

39. Пусть молодые, но более талантливые ученики инструктируют младших поясов. Дети в большей степени расположены, учиться у своих сверстников, чем у взрослых. Совместное изучение — это замечательный метод преподавания.

40. Никогда не сравнивайте яблоко с персиком. Хоть они оба и фрукты, это не одно и тоже. Это касается и ваших учеников: каждый из них отличается от других, и с кем-либо сравнивать его нельзя.

41. Всегда стойте на шаг впереди своих учеников. Тем самым вы сможете поддерживать чувство уважения к вам, и ваши ученики будут стремиться достичь желаемого вами уровня мастерства.

42. Помните, что в Доджо есть только одна наиболее важная вещь, и это — та группа учеников, которую вы на данный момент обучаете.

43. Будьте добры и веселы! Люди, а в особенности дети, живо откликаются на такое обращение.

44. Будьте краткими и говорите по существу. Если бы люди хотели бы послушать лекцию, то они бы записались на вечерние курсы, а не' в школу боевых искусств.

45. Новичков встречайте тепло и по дружески. Может быть, благодаря именно такой встрече кто-либо из новичков предпочтет вашу школу школе вашего конкурента.

46. Помните: даже ассистент инструктора может оказать серьезное влияние на учеников.

47. Быстрее запоминайте их имена! Никто не хочет быть порядковым номером, а не человеком.

48. Будучи помощником инструктора, не бойтесь делать ошибки. Ваши ошибки помогут вам совершенствоваться и стать лучшим преподавателем.

49. Не бойтесь повторять что-либо изученное ранее. Если бы каждый мог научиться всему сходу, то в занятиях по каратэ не было бы никакой надобности.

50. Ученики могут выучить и понять материал только того уровня, который им доступен, но не более того. Так что не расстраивайтесь, если некоторые из ваших учеников не смогут сразу сделать то, чему вы их учите.

51. Вам необходимо осознать ту ответственность, которую вы несете за удовлетворение потребностей, будь они духовные или физические, ваших учеников. Каждый из них в чем-либо нуждается, так что помогите им обрести то, что они ищут.

52. Помните о том, что вы компетентный преподаватель. И вы не оказались бы здесь, если бы этого не захотел главный инструктор.

53. Вы должны быть лидером, и тогда ваши ученики последуют за вами.

54. Для достижения эффективности занятий всегда следуйте установленной методике их проведения.

55. Во время проведения занятий постарайтесь прочувствовать ответственность не только за то, чему вы учите учеников, но и перед их семьями и обществом в целом.

56. Что вы не сможете не осознавать, так это то, что вы готовите новое поколение помощников в инструкторы.

57. Помните: чем больше вы будете работать, тем интенсивнее будут развиваться ваши способности и способности ваших учеников.

58. Пусть младшие помощники инструкторов содействуют вам в работе с малоопытными и медлительными учениками. Это не только поможет им, но и создаст хорошую репутацию школе.

59. Вкладывайте все свои силы в работу с ними! Если вы все будете делать правильно, то же будут стараться делать и ваши ученики. Не по словам судят, а по делам.

60. Помните: люди могут сомневаться в ваших словак, но в ваши поступки они всегда будут верить.

61. Похвалите ученика, если его действия на или вне матами были правильными.

62. Не пытайтесь навести порядок в Доджо криком. Просто произнесите то, что вы хотели сказать, шепотом. И всем станет интересно, почему и что вы шепчете.

63. В помещении займите ту позицию, с которой вам было бы видно всех своих учеников. Тем самым вам будет легче своевременно дать конструктивные указания тем, кто в этом нуждается.

64. Постоянно оглядывайте класс и ищите визуальный контакт с каждым из учеников это поможет им почувствовать себя частью единой группы и убедиться в правильности своих действий.

65. Не ждите того, что дети сразу усвоят всю технику, которую вы им продемонстрировали. Зачастую на это уходит не одно занятие.

66. Попросите обладателей старших поясов поработать с небольшими группами учеников. Это не только поможет вам вовремя сделать необходимые корректировки, но и даст возможность отслеживать рост их мастерства.

67. Попросите ученика повторить только что разученную технику. Вашему ученику это даст возможность увидеть то, что он выучил, ну а вам — на сколько хорошо вы сумели научить его этой технике. Если вы допустили ошибку, то сразу же увидите это и сможете исправить на начальном этапе.

68. Помните, что тот, кто владеет мастерством влияет на жизни других, а тот, кто влияет на жизни других, достигает совершенства.

69. Помните: терпение, терпение, терпение и еще раз терпение. А когда и оно на исходе то снова терпение. Это кредо преподавателя.

70. Помните: в классе все зависит от преподавателя, а не от учеников, потому что они пришли к вам за знаниями.

71. Подумайте над следующим: хороший наставник, будь то он или она, сумеет передать свои знания о боевых искусствах всем своим ученикам с гарантией будущего успеха.

72. Вы должны четко осознать, что если старший инструктор занят, то именно вы помощник инструктора, ответственный за то, чтобы должным образом встретить тех, кто хочет заниматься в вашей школе.

73. Осознайте то, что успех зависит не только от того насколько технически добросовестно вы будете работать на тренировке, но и от того насколько вы вкладываете в нее всю свою душу.

74. Во время напряженной тренировки вы можете задавать своим ученикам вопросы, что поможет им отдохнуть и стимулирует их мозговую деятельность.

75. Всегда вовремя приходите в Доджо, вовремя начинайте занятие, пунктуально отвечайте на звонки их родителей и будьте пунктуальны в ответах на вопросы своих учеников.

Для тех из нас, у которых уже есть некоторый опыт преподавания боевых искусств, советы, приведенные выше, не являются чем-то новым. Они общеизвестны, но еще никто не пытался их для нас сформулировать. Для многих из нас, чтобы извлечь эти жемчужины мудрости потребовались годы напряженной работы. Мы открывали их проверенным методом проб и ошибок. Но, несмотря на это, данная статья я искренне надеюсь, сможет принести пользу помощникам инструкторов на пути к вершинам мастерства.

Моя цель — как преподавателя и инструктора каратэ, — помочь в подготовке новых и лучших помощников инструкторов. Помочь тем, кто спустя долгое время после выхода этой статьи придёт на смену нам, чтобы передавать свои знания следующим поколениям.

Автор текста: доктор Уолтер Кроувьек.

Опубликовано по материалам журнала «Блэк Бэлт».