КАРАТЭ И ДЗЭН

КАРАТЭ И ДЗЭН

 

 

1. КАРАТЭ-ЭТО ДЗЭН

 

Мы часто слышим высказывание о том, что каратэ является первоисточником всех других боевых искусств. Если это звучит несколько необоснованно, то мы определенно можем сказать, что каратэ наиболее сильное из всех боевых искусств. Фактически, никакие другие искусства не могут быть лучше каратэ в бою без оружия. Каратэ является столь сильным потому, что оно все тело превращает в оружие и потому, что оно пробуждает сверхъестественную мощь, с которой нет ничего невозможного. Сила, однако, это еще не все для каратэ. Силовое каратэ — лишь часть беспредельного и величественно глубокого мира. Если сравнить весь мир каратэ с айсбергом, то силой будет сравнительно малая часть, плавающая над поверхностью моря. Под вершиной айсберга простирается обширный мир каратэ, который необходимо познать, чтобы постичь реальный смысл каратэ. Сила, однако, не просто материализуется из ничего. Tpeнировка тела до пределов возможного должна быть сознательным актом.

Конечно, у нас есть жгучее желание быть сильными, никогда никому не уступать и до предела испытывать свои силы. Однако, если бы мы уповали лишь на наше стремление иметь силу, исключая всё остальное, то мы, вероятно, не были бы так сильны, как сегодня.

Во многих странах мира часто поднимается вопрос: «Что такое дзэн?» Обычно мы отвечаем, что дзэн — это карата, а каратэ — это дзэн. Это, как правило, оставляет человека, задавшего вопрос, в недоумении. Мы отрицаем возражение, что дзэн трудно понять и что лишь люди Востока могут схватить его смысл. Дзэн не является чрезвычайно трудным; он представляет собой универсальный мир, который может каждый постигнуть. Прямо сейчас, в этом самом месте, уделите этому минуту и попытайтесь понять его вместе с нами. Если вы стоите, то это очень хорошо, поскольку сидячая дзэнская медитация усиливается медитацией стоя. Сконцентрируйтесь на искренности и на объединении вашего духа. Забудьте себя, забудьте ваших врагов, забудьте победы и поражения, и когда вы это сделаете, вы будете в состоянии духовного единения, которое называется в дзэне му, или ничто. Когда вы духовно достигли состояния бесстрастия, вы проникаете в закоулок дзэнского мира му. Мы можем достичь этой стадии бесстрастия как во время еды, так и во время работы. Когда кто-нибудь пишет или работает за токарным станком, то, если он работает с энтузиазмом, но забыл, что он в действительности работает, он достиг состояния дзэн. Разумеется, это состояние простирается за пределы только лишь восточных людей. Рабочие и художники повсюду повседневно работают в состоянии, во многом сходном с этим. Тайны и тайные философские элементы дзэна, которые трудно постичь обычному человеку, могут быть оставлены у двери философских основателей дзэна. Дзэн должен быть личным миром, тесно связанным с повседневной жизнью.

 

2.ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ БЕССТРАСТИЯ

 

Когда художник вкладывает в свою работу всю свою душу, то он достигает дзэнского состояния бесстрастия. Когда приверженец боевых искусств концентрирует всю свою душу на очищении своего сердца от зла, то он также достигает стадии дзэнского бесстрастия или небытия.

Афоризм «единый дух раскалывает камень» пришел из старой истории о том, что некогда в Китае жил мастер стрельбы из лука, который день и ночь посвящал упорному обучению, чтобы поистине овладеть своей техникой. Однажды ночью, осенью, когда на небе сияла полная луна, он отправился глубоко в горы и выбрал никому не известное место, чтобы поупражняться в стрельбе из лука. Его стрелы, взлетая в воздух, издавали единственный звук в подобном бездне безмолвии леса. Внезапно на каменном утесе, возвышавшемся впереди, послышалось осторожное движение. Там, в тени, кто-то пригнулся, готовясь прыгнуть в любую секунду. Кто-то ждал, чтобы убить. Тигр! Кошка глухо зарычала, ее белые клыки блестели в лунном свете, ее тела напряглось для прыжка. Человек быстро вынул стрелу, вложил ее в лук, прицелился в голову тигра и спустил тетиву. Стрела просвистела в воздухе и попала тигру точно в то место, куда целился человек. Человек вернулся домой. На следующий день он сказал себе: «По всей вероятности, прошлой ночью я убил тигра. Луна была яркой, но я не мог видеть отчетливо в тени деревьев. Однако моя рука верна. Наверное, нужно пойти и взглянуть, что это был за титр».

Он вернулся на место, где упражнялся прошлой ночью, но там не было пи логова, ни шерсти никакого тигра. «Куда же делась туша?»,— подумал челочек. Он предположил, что кто-то, должно быть, приходил и утащил ее оттуда. При несколько более тщательном осмотре он увидел, что стрела воткнулась глубоко в камень на скале поблизости. Когда он проверил, то обнаружил, что это была действительно та самая стрела, которую oн выпустил предыдущей ночью. Затем он понял, что никакого тигра вообще не было; то, что он принял за тигра, в действительности был лишь большой каменный утес. Стрела проникла в самую середину камня, поскольку в тот самый момент, когда он увидел или подумал, что увидел тигра, весь его дух сразу же сконцентрировался в стреле, которую он выпустил даже с большей силой, чем ранее. Это то, что подразумевает афоризм под единством духа, который раскалывает камни. В этой истории мы видим пример чрезвычайной силы, которая превозмогает невозможное, когда некто проникает в мир дзэнского небытия, сосредоточивая весь свой дух на одной вещи.

Дзэн — это нечто, что передается от души к душе. Он не может быть выражен в словах. Духовное единение не требует ни слов, ни теорий. Все, что требуется, это сконцентрировать свой дух на одной вещи. У воина на поле боя нет времени строить теории. Он должен сконцентрировать весь свой дух на том, что он делает, и посвятить себя своей собственной смерти. Даже не на поле боя, если кто-либо противостоит одному противнику, если дух его будет в смятении, он непременно потерпит поражение. Человек должен противостоять любому противнику в условии духовного единения. Даже в японском фехтовании целью не является убийство. Смысл состоит в том, что если однажды человек проник в мир небытия в дзэнском смысле, то он постигнет внутренний смысл боевого искусства. То же, разумеется, справедливо и для каратэ.

Прогресс в дзэне невозможен без бесстрастия. Даже наиболее искусный исполнитель ката и базовой техники каратэ обнаружит, что в реальном бою ему не хватает дзэнского бесстрастия, его приемы становятся просто бесполезными формами, не лучшими, чем танец.

 

3. ОВЛАДЕНИЕ МГНОВЕНИЕМ

 

В Японии школа фехтования, называемая мугайрю, придерживается представления о том, что путь меча и путь дзэна — это одно и то же — «длительный бисерный занавес». Этот образ взят из сходства водопада с бисерным занавесом в том, что оба состоят из бесчисленных мельчайших частиц, в одном случае бусинок, а в другом капелек воды, причем оба представляют непрерывное целое. Для фехтовальщика и занимающегося дзэном жизнь состоит из бесчисленных мгновений, во многом подобных тому, что водопад или бусы состоят из бесчисленных частиц. Каждое мгновение жизни одухотворено. Концентрация духа в каждое мгновение обогащает содержание этого мгновения. Прямо сейчас, каждое мгновение само по себе является чьей-то жизнью, но оно сразу же становится прошлым, и в следующую секунду его место занимает другое мгновение и другая жизнь. Связный поток всех этих отдельных мгновений создает то, что мы называем всей жизнью.

Буддистская вера учит, что «Будда блаженствует все века в очищении и не хочет остановиться даже сейчас». Христиане говорят, что «Отец трудится до сих пор, и я работаю» (Евангелие от Иоанна, V; 18). Это не призыв к вечной бесцельной деятельности. Это указание на то, что концентрация духа в любое данное мгновение жизни означает проявление наивысшей жизненной силы и возможности действовать с реально ценными результатами.

Хотя дряхлость, плохой обмен веществ и дисфункция тела сопутствуют крайне глубокой старости, во многих случаях это происходит скорее от лености и безделья, чем от чрезмерной работы. Люди, которые не сталкиваются ни с чем, кроме легкости и удачи, всегда устают, независимо от того, как много они отдыхают и спят. Они всегда пребывают в затуманенном состоянии головокружения, как будто они недостаточно спали, даже если в действительности они могли проспать полсуток. Поговорка, что используемая лопата блестит, а стоячая вода портится, очень подходит к данному случаю. Один автор правильно заметил, что голова писателя становится яснее, когда он пишет как важно больше. То же относится и к каратэ, поскольку каждый, кто его будет изучать, должен помнить о необходимости обогащаться каждый момент со всей жизненной силой, имеющейся в его распоряжении.

 

4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЗЭНА

 

(1) ДЗЭНСКОЕ НИЧТО

Утверждение, что дзэн алогичен, не выдерживает критики. Дзэн основан на логике буддистских концепции и интуиции. Дзэнское понятие бесстрастия не означает, что не нужно думать. Скорее, оно означает единение с более обширной жизнью Вселенной. Страдания и страхи, обуревающие человеческое сердце, ошибочные представления, месть, честолюбие, агрессивность, желание преуспеть даже ценой несчастья других и ревность сковывают и принуждают человеческую природу и в конечном счете приводят к глубокому пессимизму. Дзэн — это учение, которое отсекает человека от этих несчастий.

В «Хагакуре», путеводителе по воинским дисциплинам, мы читаем, что на воинском пути находят смерть. Это не смерть плоти и, конечно, не самоубийство. Это смерть, означающая немедленное разрушение всех ненавистных страданий, о которых мы упоминали ранее. Когда дух очищается от этих вещей, то он достигает дзэнского состояния небытия.

Ничтс, в дзэнском смысле, не является противоположностью бытия, сто не относительное ничто. Достигнуть этого ничто — означает преодолеть такие относительности, как победа, противопоставляемая поражению, или убийство, противопоставляемое собственной смерти. Те, кто достиг этого состояния, приобретут колоссальную мощь как в каратэ, так и в фехтовании.

(2) САМОУНИЧТОЖЕНИЕ

Уничтожение эгоизма и разрушение эгоистичности, найденное в «Хагакуре”, обнаруживается также в учении Христа: «…не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Евангелие от Матфея, VI, 34). «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Евангелие от Матфея, VI, 30). «Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Евангелие от Матфея, V, 36).

В этих высказываниях Христос учит, что человек, ведомый страстями, алчностью и ревностью, должен очищать свою душу от зла и эгоизма. Будда сказал: «Где много мудрости, там много и печали», и Христос заметил: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, V, 20).

Несчастье выбора затрудняет определение, до какой степени мы стеснены мудростью, знаниями и теориями. Среди мудрых людей есть много тех, кто таит зло.

Дзэн учит, что «чтение сотни томов может быть бесполезным. Решительное следование путем Будды приведет к просветлению». Это во многом сходно с учением Христа о том, что фарисеи не войдут в царство небесное.

Например, изучение одной лишь теории никого не сделает хорошим пловцом. Единственный способ научиться плавать— это прыгнуть в воду и попытаться это сделать. В конце концов, теория всегда идет за практическим опытом.

(3) АСКЕТИЗМ И ДЕЙСТВИЯ

Дзэн лишен обычных формальностей религии. В нем нет слова «Аминь» и песнопений «Хаил-Амида», как в христианстве и буддистских сутрах. Состояние бесстрастия — это весь дзэн. Дзэн — это спасение через самоотречение в противоположность другим религиям, которые взывают к иным силам, выкликая имена богов или Будды. Цель обоих типов, тем не менее, одна и та же: объединение с более величественной жизнью всей Вселенной. Человек попадает в дзэнский мир бесстрастия через аскетизм. В христианстве тот же результат достигается с помощью молитв, обращенных к Богу, а в буддизме—через превращение в Будду.

В ранний период Камакуры (1185—1333) жил известный японский монах по имени Хонэн, который учил, что суровая дисциплина и ученость необязательны и что все, в чем нуждается человек для достижения спасения, это произносит нараспев шесть китайских иероглифов, которые образуют «Хаил-Амида» (Наму Амида Буцу). Секта, которая выросла на основе этого учения, Дзёдосю, или секта Чистой Земли, наиболее широко распространилась среди женщин и простого народа.

Один из последователей этой секты, Синран, был поистине выдающимся человеком. Ранее ему было отказано в монашестве, поскольку он был женат, ел мясо и считался человеком мирским.

Синран не только одобрил путь Хонэна, но и защищал его от нападок. Новая секта, которая сложилась вокруг Синрана, была названа «Дзёдосинсю», или секта Истинно Чистой Земли. Хотя обе эти секты стали объектами многочисленных гонений, они мужественно сопротивлялись и достигли процветания. Дзёдосинсю сегодня возглазляет японский буддистский мир.

Синран говорил, что даже если учение его учителя Хонэна по ошибке ведет его в ад, он все равно от него не отречется. В своем сердце и в молитвах Будде он был предан своей вере. Посвятить всего себя вере — это единственный метод объединиться с более великой жизнью.

Библия говорит: «Ты будешь любить твоего Господа всем своим сердцем и всей своей душой, и всем своим умом» (Евангелие от Матфея, XXII; 37). Спасение кроется в неколебимой преданности своей вере. Это раскаяние сердца представляет собой психологическую смерть, о которой говорит «Хагакура».

Дзэнский монах Догэн говорит: «Она не может быть выражена словами. Когда я освобождаю свою душу и тело, забываю о них и вхожу в дом Будды, чтобы следовать его законам, я нахожу просветление».

Это определенно очень близко к тому, чему учит христианство. Мы сопротивляемся фехтованию в религиозном мире и спорим о нем. Имеются пределы человеческой силе. Когда вся эта сила используется и подвергается суровой дисциплине, тело становится изнуренным, но мы должны преодолеть это состояние. Именно в тот момент, когда мы можем или не можем преодолеть изнуренность, у нас есть шанс достигнуть единства с более великой жизнью. Когда вы покорите человеческие слабости, ваша сила возрастет и вы достигнете области сверхчеловеческой силы, которой вы добивались. Как в религиозной вере, так и в боевых искусствах, важно посвятить себя им полностью. Одна из наиболее уникальных особенностей японских боевых искусств состоит в способности великого мастера этих искусств быть великим человеком в вере.

 

5. МЕТОДЫ ОВЛАДЕНИЯ ДЗЭНОМ

 

(1) ПОЗИЦИИ

Разумеется, в учении дзэна имеются определенные физические аспекты, которые помогают достичь должного духовного состояния. Однако перед тем, как к этому перейти, мы хотим вновь подчеркнуть, что вы должны избавиться от мнения, что дзэн — это нечто трудное.

Чтобы достичь состояния бесстрастия, которое является дзэном, наиболее важно сохранять тело спокойным и тихим. Имеются 4 позиции, чтобы помочь нам в этом: позиция сидя, позиция со скрещенными ногами сидя на полу, позиция стоя и позиция лежа. Из-за недавней популярности в Японии стульев, к ним следует добавить, соответственно, еще одну позицию. Все они — естественные позиции, которые успокаивают тело. Поскольку в дикой местности, среди камней, используется лишь позиция сидя, то имеется тенденция считать пригодной лишь позицию сидя. Это, однако, не так. Позиция стоя не подходит для общего употребления, поскольку сохранение этого положения » течение очень долгого времени очень утомляет ноги. С другой стороны, она особенно подходит для людей, занимающихся каратэ. Позиция лежа, ввиду того, что она выглядит ленивой, хороша для использования в местах, где никто не может вас видеть, однако, когда на вас смотрят люди, она несколько затруднена. Тем не менее, если мы ограничимся лишь позициями сидя и лежа, то больные люди будут лишены способа занятий дзэном. Дзэн в положении сидя на стуле предназначается для таких людей, как водители, которые вынуждены весь свой рабочий день проводить сидя на шоферских сидениях, или для людей из стран, в которых для сиденья повсеместно используются стулья. Эти люди с комфортом могут удобно заниматься дзэном в своих жилых помещениях или кабинетах, если они сидят на стульях.

Хотя все эти позиции вполне пригодны, однако фундаментальной позицией дзэна является позиция сидя. Этот тип позиции восходит к самым истокам дзэна. Поскольку человек является существом мыслящим и имеет силу разума, то он способен к более высоким видам деятельности, чем другие животные. Для своих лучших усилий человек должен сконцентрировать силу своего разума: этого требует духовное единение. Когда он объединит свой дух, он будет способен творить вещи, лежащие за пределами возможностей обычной человеческой силы, и в моменты вдохновения будет способен на великие открытия и изобретения. Дзэн создает условия для момента вдохновения. Дзэн также создает условия, при которых человек может преодолеть ограничения плоти и войти в реальность, которая приближается к божественной, но чтобы привести силу своего сознания в мир дзэна, необходимы долгие часы подготовки к духовному единению. Тот, кто опытен в дзэне, может войти в состояние бесстрастия за несколько секунд, но поскольку начинающему требуется гораздо больше времени, для него наиболее подходящей будет сидячая дзэнская позиция.

Хотя дзэнская позиция лежа в действительности предназначена для больных, когда вы лежите ночью в постели и готовы ко сну, то, используя эту позицию и медитируя, вы можете войти в дзэнское состояние. В стоячем дзэне не обязательно оставаться в положении стоя на одном месте, поскольку вы можете достигать состояния бесстрастия во время прогулок в горах или езды в поезде. Человек в своем офисе, инвалид в постели, солдат, лежащий вниз лицом на поле боя, поджидающий своих врагов,— каждый может практиковать дзэн повсюду и в любое время. Позиция и место — это неконтролируемые факторы. Все, что требуется, это немного пространства и определённый подход, и тогда дзэн вступает в силу.

(2) КАК ЗАНИМАТЬСЯ ДЗЭНОМ

Если начинающий будет выполнять дзэн описанным далее способом, то он будет на правильном пути. Объяснение дается для положения сидя, однако во всех других позициях используется та же процедура.

1. Сначала выберите спокойное место. Когда вы станете более опытным, то вы сможете заниматься дзэном повсюду, во время ; ходьбы или даже во время езды в поезде.

2. Будьте уверены, что вы отдохнули и достаточно выспались.

3. Избегайте временя, когда вы голодны, когда вы переели или когда вы выпивши.

4. Удостоверьтесь, что ваше тело чисто.

5. Распрямите корпус и напрягите живот.

6. Сядьте скрестив ноги, по-турецки, положив левую ступню на правое бедро. Эта позиция напоминает позиции сидящих статуй Будды.

7. Положите обе кисти спереди ладонями вверх.

8. Выпрямите верхнюю часть торса и расслабьте плечи.

9. Оттяните бедра назад и сконцентрируйтесь на точке ниже пупка.

10. Расслабьте солнечное сплетение.

11. Подберите подбородок и выпрямите шею.

12. Поместите кончик языка у верхнего неба.

13. Крепко сожмите зубы.

14. Сомкните естественно губы.

15. Отвалите нижнюю челюсть.

16. Полуприкройте глаза (в позиции сидя зафиксируйте взгляд на точке, ударной на метр от вас, а в позиции стоя — на два метра от вас

17. Медленно выдохните имеющийся в вас воздух. Повторите это два или три раза, затем продолжайте дышать спокойно, но короткими порциями.

18. Качайте верхнюю часть тела справа налево, постепенно уменьшая амплитуду раскачивания до полной неподвижности. Что бы ни случилось, не шевелите глазами, ногами или руками.

19. Фигурально выражаясь, сконцентрируйте свой дух на своей левой кисти. Эти базовые элементы сидячего дзэна распадаются на три основных категории. Позиция, дыхание и духовная концентрация — вот вещи, которые приведут вас в дзэнское состояние бесстрастия.

 

6. ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ И МЕТОДЫ ДЫХАНИЯ

 

В каратэ существенными элементами являются духовное единение и концентрация. Чтобы воспитать необходимый образ мыслей и избавиться от беспорядочного склада ума, весь дух должен быть сконцентрирован на одном.

Хотя мы можем предложить любое количество предварительных методов для единения духа, говоря откровенно, правильное дыхание и контроль над дыханием являются очень важными, причем контроль над дыханием важнее всего прочего. Контроль над дыханием, или, иными словами, правильные методы дыхания, внедренные в тело, являются наиболее ленным приобретением для прогресса в каратэ, поскольку без них каратэ невозможно. Успех в духовном единении и концентрации силы основывается на правильных методах дыхания.

Хотя существует много различных методов дыхания, для каратэ наиболее важны следующие 3 метода:

1. Нормальное дыхание.

2. Ибуки.

3. Ногаре.

Нормальное дыхание — это вид дыхания, которым мы пользуемся ежедневно. Если дыхание спокойное и осуществляется без помех, мы называем его Ибуки. Поскольку оно имеет 2 фазы, положительную, или дневную, и отрицательную, или ночную, мы можем назвать его также дневно-ночным дыханием.

В человеческом мире все складывается из двух сил: положительной и отрицательной. В электричестве имеются положительные и отрицательные полюса, у животных имеются положительные особи мужского пола и отрицательные — женского. Растения также подлежат такому разделению. Даже в меблировке и строительстве существует положительная выпуклость и отрицательная вогнутость, и если взять отдельно и проанализировать автомобиль или аэроплан, то мы также найдем положительные и отрицательные элементы. С другой точки зрения мы можем назвать это соотношением поверхности и нижней стороны.

Вдох, отрицательную фазу, следует выполнять так спокойно, чтобы никто не мог даже сказать, что мы это делаем. Выдох, положительная фаза, напротив, требует, чтобы мы широко открыли свои рты, напрягли свои диафрагмы и исторгли сильное дыхание прямо из диафрагмы, что соответствует способу, которым мы издаем крик. Выдох должен быть достаточно сильным, чтобы захватить стоящего рядом человека врасплох. Мы пользуемся положительным и отрицательным дыханием в стойке сантин и в тэнсё.

Хотя есть учителя каратэ, которые игнорируют этот метод дыхания, они допускают серьезную ошибку, поскольку без него духовного единения в занятиях каратэ достичь невозможно.

Когда мы напрягаем свою диафрагму, мы становимся способными объединить свой дух. Это связано с дзэн-буддизмом.

Хотя имеются некоторые люди, которые обладают грубой физической силой и которые в состязании на абсолютную силу будут непобедимыми, эти люди в реальной схватке на превосходство, без духовного единения и надлежащего дыхания, не будут иметь выбора, кроме чистого насилия. Все их атаки будут неудачными и они преуспеют лишь в том, чтобы изнурить самих себя.

Человек, хотя и более слабый физически, но объединивший свой дух, будет иметь преимущество над беспорядочным насилием более сильного человека, и с помощью сконцентрированных в цель атак легко сможет его повергнуть. Беспорядочное дыхание приводит к психологическому расстройству, которое, в свою очередь, делает дыхание еще более беспорядочным и сводит духовную силу к нулю. Возможно, читатель был когда-либо внезапно так напуган неожиданной встречей с диким животным, что ему перехватило дыхание. Это и есть момент, в который дыхание становится беспорядочным. На этой стадии человека охватывает страх и в итоге он теряет контроль над своими руками и ногами и впадает в состояние трусости.

Однажды мы услышали от старого охотника рассказ о том, что если человек, неожиданно натолкнувшийся на медведя, пугается и дыхание его становится беспорядочным, то он, скорее всего, проиграет схватку с животным, поскольку в состоянии страха человеческое тело издает раздражающий запах, которого медведь не может вынести. Если медведь вдохнет этот запах, то, как говорится в рассказе, медведь сразу же нападает. С другой стороны, если человек при такой встрече сохранит контроль над дыханием и своей силой, то медведь удерет прочь.

Осуществлять контроль над дыханием в течение длительного периода времени непростое дело, но благодаря настойчивой ежедневной практике им можно овладеть.

Человек, овладевший должным контролем над дыханием, может выдержать окружение сильными противниками, сильные землетрясения или пожары. Кроме того, контроль над дыханием полезен также для восстановления спокойного дыхания, когда вы перенапряглись в яростной схватке, в аварии или длительном беге.

В таких случаях примите стойку Санин, напрягите живот, повторите это дыхательное упражнение от 5 до 10 раз — и ваше дыхание нормализуется. Когда вы дышите беспорядочно, ваш духовный контроль утрачивается, кости болят, а мышцы зажимаются. Другими словами, вы выявите все признаки страха: руки дрожат, колени трясутся, и вы можете превратиться в труса. Человек с надлежащим дыханием никогда не обнаружит этих симптомов.

Дыхание Ногарэ — это отрицательно-отступательный стиль дыхания, используемый в бою.

Метод дыхания Ногарэ очень подходит для “случая, когда противник наносит удар, а вы поворачиваетесь или блокируете.

Метод Ногарэ очень эффективен при изучении контроля над дыханием. Если использовать его правильно, то дыхание всегда будет упорядоченным.

Человеческая жизнь зависит от дыхания. Это достаточно банальная вещь, но она заслуживает серьезного размышления, особенно если рассматривать ее с точки зрения того, как методы дыхания влияют на продолжительность человеческой жизни. Это становится особенно очевидным, когда люди достигают преклонного возраста. “Хотя воздействие плохих методов дыхания может сказаться лишь в старости, поскольку хорошие дыхательные навыки не развиваются быстро, однако корень неурядиц должен быть в молодом периоде жизни человека.

Помните, что отрабатывать эти методы дыхания следует ежедневно, предпочтительно утром, когда воздух чист, так что вы можете наполнить легкие чистым воздухом и удалить весь вчерашний загрязненный воздух. Если вы упражняетесь в этих каратистских методах серьезно и продолжительно, то мы гарантируем, что вы сможете добавить 20 лет к ожидаемой продолжительности своей жизни.

Методы дыхания существенны для духовного единения, которое, в свою очередь, существенно в концентрировании мощи для проявления сверхчеловеческой силы. Все эти вещи жизненно важны для каратэ.

Поэтому можно сказать и обратное, что каратэ дает духовную концентрацию, которая зависит от правильных методов дыхания. Правильные методы дыхания приносят облегчение от усталости, делают слабых людей здоровыми и увеличивают продолжительность человеческой жизни.

Каратэ приносит пользу в качестве физической тренировки, духовной тренировки, техники самозащиты и как средство для обретения красоты. Его подлинная ценность основывается на её влиянии на тренировку физических качеств и на его значении в качестве духовной дисциплины. В этом заключается истинная причина существования каратэ и всех других боевых искусств.

 

7. САМОЗАЩИТА В КАРАТЭ И ДЗЭН

 

(1) ПОВСЕДНЕВНАЯ САМОЗАЩИТА

В нашей повседневной жизни мы постоянно подвергаемся опасностям. С прогрессом цивилизации меняются также условия жизни, и сегодняшние массовые скопления людей породили городские джунгли, в которых один неверный шаг может поставить вас лицом к лицу со смертью. Отбрасывая в сторону естественные несчастья, мы все же видим, что существует серьезная потребность защищать себя от неожиданных нападений хулиганов и уголовных элементов, столь частых в эти дни.

Сделать человеческую жизнь более счастливой, путем устранения таких бедствий, есть высшая цель боевых искусств. Другими словами, хотя начинающий жаждет одержать победу ради победы, реальный секрет боевых искусств состоит в том, чтобы нанести поражение противнику, не думая о победе. По этой причине бегство также является одним из наиболее существенных элементов в этом внутреннем секрете. Фактически, бегство, как, я надеюсь, знает читатель, является в этом смысле наиболее трудным элементом.

Преодолеть вашего противника без реальной схватки — это чрезвычайно трудная задача, являющаяся одним из существенных моментов в каратэ. По этой причине мы считаем наиболее желательным контролировать свое тело, содержать его в хорошей физической форме, быть закаленным и всегда быть готовым противостоять любым неприятностям.

Делать каждый день жизни добрым днем означает, что жизнь человека можно сделать более плодотворной или, другими словами, он должен одерживать победу каждый день. Хотя, разумеется, хорошее физическое состояние существенно, однако огромное значение имеет также удовлетворительное психологическое состояние. Даже в бедности богатая духовная жизнь очень важна. Это еще один секрет каратэ.

Те, кто занимается боевыми искусствами, должны быть бесстрашными, вступать в мир честно и смело и быть сильными в бою. Три важных правила: никогда не будьте рабом денег; когда очень сильный противник пытается совершить какой-либо несправедливый или противозаконный акт, надо быть смелым и вступить в бой, всегда также следует мужественно противостоять попыткам сильного ущемить ваши права; наконец, никогда не следует заниматься денежными махинациями или подкупом других людей. Все это также является частью веры человека, который занимается каратэ.

Настоящие победители — это те, кто выигрывает снижения повседневной жизни. Проигрывают те, кто полностью поглощен мирскими делами. Мы должны иметь веру и доверие и жить так, как живут люди, которые не проигрывают повседневных жизненных битв. Это кредо каратэ.

На продолжении жизни мы никогда не должны забывать то, чему учит нас каратэ. Критерий каратэ, согласно которому мы должны стать выдающимися людьми, как физически, так и духовно, означает ничего не иметь общего с коммерческими делами. Как написано в книге «Горин-но-сё» Миямото Мусаси: «Будда и боги должны вести нас. Но мы не должны полностью на них полагаться». Каратэ это наша тренировка и духовный наставник. Оно не имеет коммерческой ценности.

(2) ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Слово каратэ записывается китайским иероглифом, означающим пустые руки, чем подчеркивается как то, что бой ведется без оружия, так и то, что в душе нет задних мыслей; это есть как раз признак дзэнского мира «Ничто».

Запрещая все виды оружия,— в мире, где оно составляет основную заботу большинства наций,— каратэ никоим образом не одобряет мировых завоеваний, оно обращено к тем людям, которые разочаровались в звоне сабель. В наше время не многиe ходят вооруженными; если бы не войны, мы все могли бы жить в атмосфере полного доверия, чуждой всякой мысли о вооружении.

Идеал каратэ — полная разоруженность в душе и сердце, в сочетании с возможностью, когда это необходимо, развить сокрушительную мощь. Однако каратэ учит избегать сражения, пока оно не окажется неизбежным. Человек может жить своей внутренней жизнью и никогда не сталкиваться с неизбежностью сражения, если он избегает мест, известных низкопробностью их обитателей, если он запирает двери, чтобы предотвратить ограбление, и если он благоразумен в словах и действиях.

Хотя каратэ учит своих последователей такому образу жизни, все же может возникнуть критическая ситуация; какой-нибудь хулиган может напасть на вас без предупреждения. Даже тогда лучше всего принять его раздражение спокойно и все же постараться решить миром, если это возможно. Если вы достаточно искусны в каратэ, пара легких ударов от нетренированного невежи мало обеспокоит вас. Любой тренер или инструктор каратэ должен в такой степени владеть собой.

Тем не менее, если дела или слова хулигана заденут вашу честь или честь и безопасность кого-либо из тех, кого вы уважаете или любите, наступает момент переходить к действиям. Сдерживаться и избегать боя в такие моменты позорно. Каратист всегда должен быть готов прийти на помощь людям, на которых посягают таким образом, или встать на защиту своей чести. Чтобы помочь начинающим быть в надлежащей готовности, я в тренировочном зале подчеркиваю следующие правила.

1. Никогда не применяйте каратэ первым.— То есть никогда не начинайте драку, особенно приемами каратэ.

2. Всегда применяйте каратэ первым.— Хотя, по-видимости, это противоречит предыдущему правилу, оно относится не к физическому, а к психологическому использованию каратэ и означает, что вы должны употребить духовное влияние, каратэ на себя и на противника так, чтобы тот потерял желание бросить вам вызов. Другими словами, вы должны быть достаточно сильны духом и телом, чтобы отвратить других от мысли причинить вам вред. Только если вы так себя поставите, другие оценят подлинное значение вашего искусства каратэ. Это — лучший из приемов самозащиты.

(3) ВЫСШИЕ ФОРМЫ

Мусо-ути, или удар без предварительного намерения или размышления,— это прием самозащиты высокого класса, не требующий специальной позиции или особой психологической подготовки.

Знаменитый японский фехтовальщик Камиидзуми Исэ-но-ка-ми сказал, что естественные движения и естественное состояние духа — это самые лучшие приемы боевого искусства, и что при любых обстоятельствах в свободных движениях тело используется оптимальным образом. Приемы мусо-ути в каратэ сходны с разработанным этим мастером мусо-кэн; в фехтовании кэндо их называют иай-нуки. Это техника, где меч выхватывается из ножен, с быстротой молнии поражает противника и возвращается в исходное положение столь быстро, что создается впечатление, как будто он и не покидал своего места.

В каратэ мусо-ути используется, когда враг нападает без предупреждения, когда вы неподготовлены или когда противник скрывает свое намерение атаковать. Если он показывает словами или намерениями, что он собирается делать, вы можете убежать и тем самым избежать драки; но это невозможно, если противник, скрывая свое намерение, не позволит вам тем самым принять меры предосторожности. Хотя вы всегда должны поддерживать в себе состояние моральной готовности, однако, поскольку я неоднократно слышал о таких неожиданных атаках, я включил сюда ряд приемов, основанных на неожиданных ударах, наносимых без размышления, которые при необходимости можно использовать. Вы должны мгновенно и точно оценивать перемену позы противника. Это требует интенсивной физической и духовной тренировки, поскольку переключение с обычного состояния духа на состояние, необходимое для проведения приема, должно происходить в течение ничтожного промежутка времени.

 

8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ И ДЗЭН

 

(1) ВЫЗОВ ПРЕДЕЛАМ

После моего возвращения из поездки по Америке в 1963 году одна японская кинокампания предложила мне провести показательный бой с быком. Борьба с быком голыми руками долгое время была одним из моих самых сокровенных желаний, и в случае победы я хотел продолжить борьбу с медведем и, наконец, с тигром, поскольку чувствовал, что демонстрируя сверхчеловеческие силы, одолев этих могучих животных, я смог бы сделать многое для распространения каратэ по всему миру. Я тренировался и изучал манеры и привычки быков, а чтобы увеличить скорость, сбросил вес до180 фунтов.

Репортеры газет и журналисты со всей Японии собрались в маленькой рыбацкой деревне, где должна была состояться схватка. Целыми днями шел дождь, и мы должны были откладывать то, что один из журналистов назвал дуэлью века.

Однажды, когда мы объявили отсрочку, один репортер пошутил: «Ну, Ояма, лишний день жизни!». Но мое настроение не располагало к шуткам. Я только что получил телеграмму от молодой дочери, где говорилось: «Папочка, я молюсь за удачу”. Я должен был победить.

На следующий день погода была хорошей. Зрители на берегу, где должен был состояться бой, были так возбуждены, что 20 полицейских дежурили, чтобы поддержать порядок.<