Этикет доджо

Этикет доджо

 

 

1.Введение

 

Эти правила основываются на здравом смысле, хороших манерах и традициях Японии – родины современного каратэ. Иногда западным студентам тяжело приспособиться к правилам этикета доджо, которые существуют в Японии. Японская культура очень сложная, и многое из того, что принимается как само собой разумеющееся там, совершенно не приемлемо на Западе. Вот почему японские инструкторы, которые совершают поездки на Запад и живут там некоторое время, сталкиваются с необходимостью приспосабливать свой стиль обучения, так чтобы он становился более приемлемым для их студентов-неяпонцев. Конечно, значительная часть традиционной системы сохранена , но определенные правила или отброшены полностью, или применяются частично или выборочно. Строгие требования истинного традиционного пути часто оставлены для старших студентов, которые уже продемонстрировали своим упорством, что они желают принять вызов более жестких традиционных требований к уважению, терпению, преданности, верности мастеру и Будо в целом.

В течении многих лет делалось много попыток основателями эклектической системы боевых искусств “Вестернойзд” (“европонезированные”) уничтожить, насколько только возможно традиционный боевой путь, заявляя, что для европейцев он неуместен и не приемлем. Но, делая это, эти люди бессознательно отрывают себя от того самого источника жизненной силы, который делает боевые искусства Востока уникальными. Примером этого может послужить доги, или форма для тренировок. В некоторых школах можно увидеть доги разных цветов, пошитые так для того, чтобы узнавать различные звания, различные специальности индивидуальных студентов. Эта идея совершенно чужда традиционному японскому пути, согласно которому простой белый тренировочный костюм, который носит каждый, начиная от руководителя и до новичка, пришедшего в первый раз, от члена парламента и до простого труженика, служит для напоминания о такой добродетели как скромность. Что, в своей сути, все люди созданы равными и что только иллюзия лежит в основе понятия, что кто-то лучше другого. Люди различаются только по усердию к тренировкам и скромности сердца. Никто не станет долго терпеть хвастуна, каким бы искусным или могущественным (сильным) он не был. Единственной причиной таких вещей как цветные доги и тому подобное, является удовлетворение своего “я” и гордости студента.

Для нетерпеливого западного человека, это может быть и необходимостью с деловой точки зрения владельца додже – создать интерес и поддерживать приток взносов. Но для традиционного терпеливого и решительно настроенного японца – это действительно странно. В додже Киокушин по всему миру строго поддерживаются традиции, и все же мы идем на компромисс, где это было приемлемо. Отношение меняется в зависимости от нации, поэтому существуют и вариации в правилах. Как уже говорилось, правила – это, в основном, здравый смысл. Нет оправдания лени, и невозможно оправдать из-за этого пренебрежение правилами. Преднамеренное нарушение этих правил рассматривается как серьезное оскорбление, нанесенное философской основе каратэ-до. Стремитесь к тщательному изучению этих процедур, так как они являются важной частью вашего обучения. Со временем они станут вашей второй сутью (природой). Доджо – это не просто гимнастический зал или какой-нибудь старый тренировочный центр. К нему нужно относится как к религиозному святилищу, куда приходят, чтобы сконцентрироваться всей душой и сердцем, стремясь к совершенству духа. В карате-до мало иметь большие мышцы, необходимо совершенство характера. Заботьтесь и гордитесь своим доджо и относитесь к нему, как к благоговейному месту. Будьте терпеливы в учебе. Если что-то кажется не ясным, вы со временем начнете понимать и ценить цель этого и его значение. Каратэ часто считают ни чем большим, как грубым, и требующим много затрат энергии, спортом, который служит незначительным целям, и только учит своих членов, как наносить поражения друг другу самыми отвратительными способами. Без вежливости доджо в короткий срок становится полным грубых и свирепых людей. Будьте искренними, усваивая этикет доджо. Церемония без искренности – лицемерна, и в целом – не к лицу человеку боевого искусства. Каратист должен быть виден как по учтивости, так и по здоровому блеску в его глазах и живости его движений. Никто не выше общих правил вежливости, которые выражены в правилах додже. Часто старший студент становится слишком бесцеремонным с доджо и своими товарищами и находит веселым пренебрегать правилами додже. Всегда помните, что все каратисты, в не зависимости от того черные ли они пояса или только новички, тренируются в одном доджо, на одном полу. Все практикуют одинаковые техники и стремятся к одинаковым идеалам. Поэтому все руководствуются едиными требованиями этикета.

 

2.Правила этикета в Доджо.

 

1. Ученики кланяются и произносят «ОСУ» при входе в здание школы и тренировоч­ный зал Дожо. При входе в Дожо ученики кланяются и произносят «ОСУ» в направлении центра помеще­ния и в направлении «ШИНЗЕН». До­полнительный поклон делается в сто­рону учеников уже на­ходящихся в поме­щении.

2. Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки кланяются в направлении центра зала, произносят «ОСУ» и садятся в поло­жении «СЕЙЗА» с за­крытыми глазами и опущенной головой; они сидят до тех пор, пока их не пригласят присоеди­ниться к группе. После приглашения опоздавшие, находясь в по­ложении «СЕЙЗА», кланяются и про­износят «ОСУ» или «ШИТСУРЕЙ ШИМАСУ» ( «Прошу прощения за беспо­койство» ). Затем опоздавшие становятся в конце группы, ста­раясь не прохо­дить перед группой, особенно перед старшими.

3. Ученики содержат себя и свою форму ( доги, накладки, перчатки, рако­вину и др.) в чис­том, аккуратном состоянии и поощряют других поступать та­ким же образом. Разреша­ется наде­вать на тренировку только чистое белое доги. Официальные эмблемы киокушин-каратэ разреша­ется укреплять на ле­вой стороне груди униформы. Все порванные места должны быть аккуратно зашиты. Постоянно неопрятная и неотремонтированная уни­форма показывает небрежное и неува­жительное отношение ученика к своим товарищам по группе и к Дожо.

4. Не поправляйте доги в процессе тренировки, пока Вам не скажут сде­лать это. Если же воз­никла необходимость поправить униформу в процессе тренировки, сделайте это бы­стро и без суеты, повернувшись лицом к задней стене.

5. Соответствующее уважение должно выражаться всем ученикам более высокого спортив­ного уровня и старшим по возрасту. Все ученики должны встать и произнести «ОСУ», когда вхо­дит в комнату старший по положению или черный пояс.

6. Перед обращением или приветствием старшего ученика или инструк­тора ученик должен произнести «ОСУ» и поклониться. То же самое делается и после окончания беседы или обраще­ния. Данный ритуал должен соблюдаться также и за пределами Дожо, по­скольку ученики всегда должны уважать своего сэмпая. Если положение или спортивный уровень Вашего собеседника не­из­вестны, необходимо всегда обращаться как к старшему.

7. При пожатии рук друг другу используйте две руки, показывая доверие и скром­ность и произнося «ОСУ». Подобный ритуал соблюдается и за преде­лами Дожо, особенно по отношению к старшим по званию.

8. Ученики отвечают на вопросы инструктора или старшего по уровню с громким произно­шением «ОСУ» и немедленно реагируют на его команду. Медленное или безраз­личное реагирова­ние считается невежливым.

9. В процессе тренировки ученики должны полностью сосредотачиваться на выпол­нении техники или других заданий инструктора, ни на что не отвле­каясь. Самое глубокое уважение и ис­креннее отношение выражается инструк­тору и к своим товарищам по Дожо. Не следует начинать заниматься киоку­шин-каратэ без серьезного отношения, которое ка­ратэ заслуживает.

10. В процессе тренировки ученикам временами разрешается по команде «рассла­биться сидя» принять «турецкую позу» «АНЗА» ( ноги скрещены впе­реди в положении сидя ). Во время расслабления нужно сидеть спокойно и не отвлекаться на разговоры или другие посторонние дей­ствия.

11. Ученики не имеют права выходить из зала без разрешения. Если воз­никла срочная необ­ходимость покинуть зал, сделайте это как положено и по возвращении объясните ин­структору причину своего выхода из зала.

12. Для предотвращения возможных травм ученики не должны носить на тренировке укра­шения, часы или другие острые предметы. Разрешено нахо­диться на тренировке в оч­ках, предпи­санных врачом, но во время вольного боя очки необходимо снять или быть в контактных линзах. Рекомендуется также использование накладок на голень и на кисти рук, нагрудников для девушек и паховых раковин для учеников мужского пола.

13. Традиционно тренировочный зал является почитаемым местом, по­этому ученики не должны находиться в зале в головных уборах, уличной обуви, а также употреблять гру­бые и не­цензурные выражения. В зале не раз­решается жевать жвачку, принимать пищу или напитки. Куре­ние запрещено на всей территории Дожо.

14. Все ученики убирают зал после тренировки. В общем, ученики должны заботиться о тре­нировочном зале, как об уважаемом и особом месте.

15. Ученики должны уважать дух товарищества в Дожо и не наносить вред образу киоку­шин-каратэ неспортивным, нелояльным или неблаговидным поведением, а также в процессе воль­ного боя не проявлять враждебного отно­шения к оппоненту, когда опасность получения травмы значительно увеличи­вается.

16. Все члены Дожо должны воздерживаться от сплетен, пренеб­режительных и уни­жающих замечаний о других школах и стилях боевых ис­кусств.

17. Ученики, желающие участвовать в соревнованиях и чемпионатах, до подачи за­явки должны проконсультироваться с сэнсэем.

18. Ученики, желающие посетить другие школы киокушинкай, сначала должны спро­сить разрешения у сэнсэя. Ученики, желающие тренироваться в филиале школы киокушинкай, должны иметь действующую карточку члена Международной организации киоку­шинкай и полу­чить письмо-рекомендацию от сэнсэя. Находясь в филиале, ученик должен выражать соответст­вующее уважение, доброжелательность и скромность по отношению к ученикам и инст­рукторам.

19. Все ученики должны достойно вести себя внутри Дожо и вне его, чтобы достойно пред­ставлять Международную организацию киокушинкай. Ученики не должны применять боевую технику с целью травмировать умыш­ленно любого человека, кроме случаев, когда их жизнь и жизни их близких находятся в непосредственной опасности.

20. Ученики должны стремиться быть мягкими и уравновешенными в по­вседневной жизни, оставаться собранными, здравомыслящими и предупреди­тельными во всех своих действиях. Ни­когда не забывайте о духе киокушин­кай, девиз которого гласит: «Держите свою голову низко (будьте скром­ными), взгляд высоко ( будьте честолюбивы ), будьте сдержанными в словах ( отда­вайте отчет сказанному ) и добрыми в сердце ( относитесь к другим с ува­же­нием и доброжела­тельностью ). Относитесь к своим родителям почти­тельно». Основной целью киокушин-каратэ является не победа или поражение, а совер­шенствование характеров занимающихся.

 

ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ТРЕНИРОВКИ

 

1. Ученики выстраиваются в одну шеренгу в соответствии с уровнем мас­терства по цвету поясов, лицом к центру зала. Обладатели черного пояса вы­страиваются в первом ряду, всех ос­тальных поясов — по степени уменьшения уровня мастерства, начиная с правого фланга, если стоять лицом к шеренге, сохраняя равное расстояние между товари­щами слева и справа. В зави­симости от размеров зала может возникнуть необходимость в дополнительных шерен­гах.

2. Команда «СЕЙЗА» дается инструктором, и ученики садятся на колени в традици­онной позе: спина прямая, сжатые кулаки на передней части бедра. Взгляд устремлен прямо перед собой.

3. По команде «ШИНЗЕН НИ РЕЙ» ( лит. «Поклон богам», поклон дела­ется в сторону порт­рета сосая или алтаря, поскольку сосай после своей смерти стал «богом» в соответст­вии с япон­ской традицией Синто ) ученики кланяются и произносят «ОСУ».

4. По команде «МОКУСО» ( «Медитация» ), ученики закрывают глаза и стараются сосредо­точить свои мысли и внимание на предстоящей тренировке.

5. После 1-2 минут медитации подается команда «МОКУСО ЯМЭ» ( «Ко­нец медита­ции» ) и ученики открывают глаза.

6. По команде «ШИХАН НИ РЕЙ» ученики кланяются и произносят «ОСУ».

7. Инструктор дает команду встать и начинает тренировку. Если в Дожо имеется «ТАЙКО», японский барабан, занятия начинаются с боем барабана. Пока бой барабана продолжается, уче­ники садятся в «СЕЙЗА».

 

ЦЕРЕМОНИЯ ОКОНЧАНИЯ ТРЕНИРОВКИ

 

1. Ученики выстраиваются в шеренгу.

2. Инструктор дает команду «СЕЙЗА».

3. По команде «ШИНЗЕН НИ РЕЙ», ученики кланяются и произносят «ОСУ» в честь сосая.

4. Один человек, инструктор или старший из учеников, начинает вслух декламировать семь пунктов ДОЖО КУН ( «Клятва школы» )* и все ученики повторяют клятву за ним.

5. Тот же человек произносит «МОКУСО» и все ученики закрывают глаза для меди­тации.

6. После 1 -2 минут по команде «МОКУСО ЯМЭ» ученики открывают глаза.

7. По команде «КАНЧО НИ РЕЙ» ученики кланяются и произносят «ОСУ» в его честь. ( Этот поклон может быть отменен как лишний, если про­износится команда «ШИХАН НИ РЕЙ», которая адресована всем шиханам, в том числе и канчо ).

8. По команде «ШИХАН НИ РЕЙ» и ( или ) «СЭНСЭЙ НИ РЕЙ» все уче­ники кланя­ются присутствующим инструкторам.

9. Ученик с самым высоким званием дает группе команды «СЭМПАЙ НИ АРИГАТО ГОЗАЙМАШИТА», означающую благодарность сэмпаям ( стар­шим ученикам ) и «ОТА­ГАЙ НИ АРИГАТО ГОЗАЙМАШИТА», означающую благодарность в адрес ОТАГАЙ ( друг другу ). По­сле каждой команды уче­ники кланяются и произносят «АРИГАТО ГОЗАЙМАШИТА».

10. Инструктор заканчивает тренировку словами «ТРЕНИРОВКА ЗА­КОНЧЕНА» и дает ко­манду ученикам встать. Все ученики по очереди подхо­дят к инструктору и двумя руками пожи­мают ему руку, начиная с учеников более высоких ступеней. Иногда инст­руктор может не обме­ниваться рукопо­жатиями с учениками и только кланяться им, когда они подходят поблагода­рить его.

11. После тренировки все ученики принимают участие во влажной уборке пола зала и Дожо. Если используется барабан «ТАЙКО», уборка происходит в сопровождении ударов в барабан. Даже если команда «УБРАТЬ ЗАЛ» не по­дается, ученики все равно освобож­дают помещение Дожо и зал от мусора и приводят в порядок раздевалку и душевую.

 

3.Удары в барабан.

 

В начале занятий в барабан ударяют следующим образом:

Четыре удара с разницей примерно в секунду, что по-японски означает “Давайте начинать” Это повторяется 3 раза, с паузами в 2-3 секунды между каждой серией ударов. Затем в барабан бьют 6 раз, вновь с разницей в секунду между каждым ударом, что по-японски означает: “Мы тренируемся, чтобы стать сильными”. Это повторяется только еще один раз. Затем выполняется длинный продолжительный бой, который начинается очень медленно и постепенно набирает скорость, пока не становится очень быстрым, при этом, по мере исполнения снижается сила боя. После короткой паузы один сильный удар заканчивает процедуру

Четыре удара, три раза;

Шесть ударов, дважды, Длинный развернутый бой;

Один последний удар.

В конце занятий в барабан бьют следующим образом:

Три удара с разницей в секунду между ударами. Это делается три раза. Три удара означают по-японски “Мы закончили тренироваться”. Затем семь ударов, что по-японски означает “Идите прямо домой, не тратя время в пустую”. Это выполняется два раза За этими ударами следует длинный продолжительный бой как в начале.

Коротко:

Три удара, три раза;

Семь ударов, дважды;

Длинный развернутый бой. Один последний удар.